UMSA
Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://elib.umsa.edu.ua/jspui/handle/umsa/3138
Назва: Форми нарації в повістях А.П. Чехова: типологія і поетика
Автори: Коваленко, Ксеня Григорівна
Дата публікації: 2013
Бібліографічний опис: Коваленко К. Г. Форми нарації в повістях А. П. Чехова: типологія і поетика : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : 10.01.02 / К. Г. Коваленко. – Сімферополь, 2013. – 20 с.
Короткий огляд (реферат): У роботі розкрито специфіку наративної структури повістей А. П. Чехова 1880-1890-х років. Визначено форми нарації у творах митця, їх типологічні й поетикальні особливості (в різних наративних фокусах). Виявлено динаміку форм нарації в повістях А. П. Чехова. Встановлено наративні стратегії митця в жанрі повісті й художні засоби їх реалізації. Схарактеризовано типи нараторів у повістях письменника. Розкрито особливості організації художнього часу, простору, мотивної системи в наративному плані. Відзначено взаємодію реалізму і модернізму, різних жанрів і стильових тенденцій у творчості А. П. Чехова 1880-1890-х років. Встановлено роль форм нарації як фактору формування романного мислення письменника. Розкрито особливості індивідуального стилю і художнє новаторство митця в розробці нових наративних стратегій у перехідну добу; The thesis reveals a peculiarity of the narrative structure of A. Chekhov’s stories of the 1880-1890-s. The narration forms, their typological and poetic peculiarities (in different narrative focuses) are determined. The dynamics of narration forms in A. Chekhov’s stories is determined. Narrative strategies of an author in the story’s genre and artistic means of their realization are determined. Types of narrators are characterized. The peculiarities of an organization of time, space, motive system in the narrative plan are revealed. The interaction between realism and modernism, different genres and stylistic tendencies in creative work by A. Chekhov of the 1880-1890-s is marked. The role of narrative forms as a factor of novel thinking formation of the writer is determined. The peculiarities of an individual style and artistic innovative activity of new narrative strategies in the transitional day are revealed; В диссертации в свете единого комплексного подхода осуществлено исследование форм наррации в повестях А. П. Чехова 1880-1890-х годов. В работе уточнено понятие «форма наррации» как типа повествовательной структуры, которая через «голос» (или «голоса») и соответствующую «точку зрения» (или «точки зрения», их совмещение, сопоставление, противопоставление, взаимодополнение и т.д.) определяет взаимосвязь между разными уровнями художественного произведения (фабульным, сюжетным, мотивным, образным, темпоральным, пространственным и др.). Формы наррации рассматриваются как важный компонент индивидуального стиля писателя и как воплощение жанрово-стилевых тенденций эпохи, что нашло отражение в повестях А. П. Чехова. В диссертации определяются формы наррации в повестях А. П. Чехова разных периодов творчества писателя. В повестях А. П. Чехова 1880-х годов наррация строится вокруг какого-либо случая или события, о котором сообщает нарратор (гомодиегетический или гетеродиегетический), поставленный в различные нарративные ситуации. На данном этапе отчетливо проявилась такая черта индивидуального стиля художника, как синтетизм повествования: переключение и наслоение точек зрения, использование различных типов повествования (монологического, диалогического, вставных оценочных конструкций и др.), лиризация и драматизация эпического повествования и т.д. В нарративных формах этого периода творчества писателя акцентируются мотивы отчуждения, страдания, одиночества, тревоги и др. В повестях первой половины 1890-х годов круг мотивов расширяется за счет введения мотивов болезненности, духовной нереализованности, поиска счастья и др. Происходят изменения в нарративном сюжете, в котором больше используются фрагментарные и концентрические формы. Усиление психологизма определяет черты лиризации, драматизации и романизации в формах наррации. В повестях А. П. Чехова второй половины 1890-х годов нарративная структура усложняется за счет совмещения разных ракурсов повествования. Вместо отдельных жизненных фактов, о которых сообщалось в повестях 1880-х годов, на первый план выходят истории жизни героя (героев), значительно более широкие по охвату художественного времени и пространства. Повествование, которое формируется вокруг биографии персонажа (нарратора), постепенно расширяется до характеристики духовного состояния общества в целом. Если в повестях 1880-х годов преобладал тип нарратора как участника и наблюдателя событий, то теперь писатель больше использует типы, направленные на диалогический поиск истины: собеседник, протагонист, «двойник», «неизвестный» и т.д. Чеховским нарраторам этого периода творчества присущи нестабильность внутреннего состояния, они должны принять важные решения, касающиеся их существования в целом. Повести А. П. Чехова второй половины 1890-х годов свидетельствуют о дальнейшем движении писателя по пути освоения романного мышления. История жизни, рассказанная нарратором (нарраторами), постепенно переходит в историю целого поколения об изменениях духовного состояния общества. В повестях данного периода увеличивается роль элементов модернизма, которые органично входят в реалистическое повествование. Писатель совмещает различные нарративные плоскости, ракурсы видения, пространственно-временные потоки. Композиционный прием «рассказ в рассказе» позволяет создать многослойные нарративные образования, где образы и ситуации могут приобретать различные (в том числе и символические) смыслы. Среди форм наррации в повестях А. П. Чехова второй половины 1890-х годов преобладают ретроспективные, фрагментарные, рамковые, многоплановые, психологические, лиризованные, полифонические, панорамные и др. В нарративной структуре повестей А. П. Чехова проявляется взаимодействие эпического, драматического и лирического начала, различных направлений и течений (реализма, модернизма), а также элементов разных жанров (рассказа, новеллы, романа, дневника, автобиографии и др.). Повести А. П. Чехова свидетельствуют о явлении «переходности» в русской прозе конца XIX – начала XX века, когда происходил активный поиск новых стратегий, в том числе и нарративных. Специфика индивидуального стиля А.П. Чехова в его повестях проявляется в разнообразии типов нарраторов, среди которых выделяются «участник», «соучастник», «собеседник», «наблюдатель» (по участию в событиях или историях); «мыслитель», «искатель», «недовольный», «страдалец», «лишний человек», «такой, как все» (по психологическим характеристикам); «известный», «неизвестный» (по экспликации в тексте). Нередко в одном образе могут соединяться различные типы нарраторов, что свидетельствует о многогранности и пластичности чеховских повествователей. Доминантной чертой нарраторов в повестях А. П. Чехова является их динамизм и незавершенность. В повестях 1880-1890-х годов А. П. Чехов шел путем объективации позиции автора, который преимущественно выражает свою точку зрения и оценки не прямо, а через персонажей, сюжетные коллизии, типы повествователей и др. Выражению позиции автора способствуют подтекст, «поэзия вещей», нулевая фокализация, выразительные детали и другие средства. Соединение или расхождение позиций автора – персонажа – повествователя способствует раскрытию художественного конфликта, что преимущественно переносится из мира внешнего во внутренний мир личности.
Ключові слова: індивідуальний стиль
нарація
наратор
форми нарації
наративні типи
реалізм
модернізм
жанр
романне мислення
повість
individual style
narration
narrator
narration forms
narrative types
realism
modernism
genre
novel thinking
story
индивидуальный стиль
наррация
нарратор
формы наррации
нарративные типы
реализм
модернизм
жанр
романное мышление
повесть
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://elib.umsa.edu.ua/jspui/handle/umsa/3138
Розташовується у зібраннях:Авторефетати та дисертації
Автореферати

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Formy naratsii v povistiakh.pdf417,33 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.