Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://elib.umsa.edu.ua/jspui/handle/umsa/5409
Назва: Поетика імпресіонізму у творчості Б. Пастернака
Автори: Мелащенко, Марина Петрівна
Мелащенко, Марина Петровна
Melaschenko, M. P.
Дата публікації: 2013
Бібліографічний опис: Мелащенко М. П. Поетика імпресіонізму у творчості Б. Пастернака : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук: 10.01.02 «Російська література» / М. П. Мелащенко. – Сімферополь, 2013. – 24 с.
Короткий огляд (реферат): У дисертації визначено елементи імпресіонізму у творчому доробку Б. Л. Пастернака. Уточнено сутність поняття «літературний імпресіонізм», розкрито його специфіку в художній літературі кінця XIX – першої половини XX століть. Виявлено елементи імпресіонізму в ліричних збірках і циклах, в ліро-епічних творах (поемах і романі у віршах), в оповіданнях, повістях і автобіографічній прозі Б. Л. Пастернака різних років. Встановлено функції елементів імпресіонізму у творах письменника різних родів і жанрів. Простежено взаємодію імпресіонізму з іншими напрямами й течіями (реалізму, романтизму, натуралізму, модернізму) у творах Б. Л. Пастернака. У дисертації доведено, що імпресіонізм у творчості Б. Л. Пастернака набуває таких ключових ознак: інтегративність (здатність до поєднання з елементами інших художніх систем як літератури, так і видів мистецтва – живопису, музики), динамізм (зміна форм і функцій у різні періоди діяльності митця), відкритість (створення розімкнених, відкритих структур – образів, сюжетів, мотивів, часу, простору тощо); Импрессионизм является отличительной чертой индивидуального стиля Б. Л. Пастернака, начиная с раннего периода творчества, а со временем становится стилевой константой творческого метода писателя. Импрессионизм в художественном наследии Б. Л. Пастернака исследуется как особенность поэтики писателя, основа его мировосприятия и составляющая художественной картины мира. В диссертации определяются особенности импрессионизма в художественном наследии Б. Л. Пастернака. Открытость и динамичность явления повлияла на то, что элементы импрессионизма объединялись с элементами других направлений (реализм, романтизм, натурализм, модернизм) и течений (символизм, экспрессионизм, футуризм). В раннем творчестве Б. Л. Пастернака импрессионизм проявляется посредством пейзажа, фиксации мимолетных впечатлений и чувств лирического героя, специфической пастернаковской метафоры, звукописи, цветовой гаммы. В сборниках «Сестра моя – жизнь» и «Второе рождение» элементы импрессионизма способствуют стиранию границ между разными пространственными и временными планами, параллелизму состояния природы и человека, ощущению единства мира лирическим героем, включению в понятие «творчество» всех сфер жизни человека (в том числе истории, быта, природы, отношений между людьми искусства), их субъективному восприятию и преображению силой поэтического видения. Соединение бытового и бытийного планов стало характерной особенностью ранней лирики Б. Л. Пастернака. Непосредственное впечатление, установка на переживание «здесь и теперь» сопряжены с проникновением в тайну мира, глубины человеческой психики и вечности, что свидетельствует о взаимодействии элементов символизма, романтизма и импрессионизма в ранних сборниках поэта. В диссертации отмечается особая роль импрессионизма в раскрытии Б. Л. Пастернаком темы искусства и роли художника. Писатель считал, что художник должен изображать мир в его разнообразии, движении и неповторимости, поэтому элементы импрессионизма вполне соответствовали намеченной цели (сборник «Темы и вариации»). На позднем этапе творчества (сборники «На ранних поездах» и «Когда разгуляется») Б. Л. Пастернак воплотил идею единства личности и мира. А поскольку для импрессионизма характерна органическая связь человека и среды, то и в 1940-1950-х годах импресионистическая поэтика позволяла писателю реализовать новые творческие задачи. Большое внимание в работе уделяется анализу элементов импрессионизма в лиро-эпических произведениях Б. Л. Пастернака– поэмах «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» и роману в стихах «Спекторский». Писатель создает необычный ракурс изображения исторических событий – субъективное восприятие истории творческой личностью. Поэтика импрессионизма в лиро-эпических произведениях проявляется в пейзажных зарисовках (рефлексиях, ретроспекциях, проекциях будущего), установке на воспроизведение мгновенного впечатления, непосредственного восприятия, ассоциативных воспоминаний героев. Импрессионистические элементы выполняют композиционную (сцепление отдельных частей, обеспечение перехода между ними), имагогическую (раскрытие художественного образа героя) и жанрово-стилевую (поиски романной формы, в которой бы сочеталась эпическая и лирическая линии) функции. Опираясь на традиции А. С. Пушкина в романе в стихах «Спекторский», Б. Л. Пастернак выстраивает романную структуру с открытыми сюжетными коллизиями, динамическими образами, которые обеспечиваются элементами импрессионизма. Произведение «Повесть» в идейном и стилевом отношении тесно связано с замыслом «Спекторского». В «Повести» элементы импрессионизма взаимодействуют с элементами экспрессионизма. В ходе диссертационного исследования выявлено, что в новеллах («Апеллесова черта», «Письма из Тулы»), автобиографической прозе Б. Л. Пастернака («Охранная грамота», «Люди и положения») можно найти целый ряд отдельных импрессионистических элементов (в описаниях, портретах, нарративных формах и др.). В романе «Доктор Живаго» нашли развитие ключевые концепты пастернаковского творчества, которые имели импрессионистическую окраску еще в ранней лирике, – сад, свет, дорога, окно, поезд, ветер и т.д. В своем итоговом произведении Б. Л. Пастернак наполняет эти концепты разными смыслами (философским, социальным, эстетическим и т.д.), в том числе за счет интертекстуальности; The thesis concentrates on the elements of impressionism in B. Pasternak’s works. The definition of «impressionism» is clarified; its peculiarities are studied in the literature of the end of the XIX – the beginning of the XX centuries. The elements of impressionism are analyzed in B. Pasternak’s poetry, epic lyrics (poems, novel in verses), stories and autobiographical prose. The functions of impressionism in B. Pasternak’s works are highlighted. The interaction between impressionism and other trends (romanticism, realism, naturalism, modernism) is described. The thesis illustrates that impressionism has the following features such as integration (the ability to unite with the other elements of the artistic system such as literature and other kinds of art – painting and music), dynamism (the change of forms and functions in the different periods of writer’s activity), openness (the creation of open structures such as images, plots, motives, artistic time and space etc.).
Ключові слова: імпресіонізм
художній синтез
стиль
жанр
ліро-епічна оповідь
повість
роман у віршах
поема
роман
художній образ
художній час і простір
импресионизм
художественный синтез
стиль
жанр
лиро-эпическое повествование
повесть
роман в стихах
поэма
роман
художественный образ
художественное время и пространство
impressionism
artistic synthesis
style
genre
epic lyrics
story
novel in verses
poem
novel
artistic image
artistic time and space
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://elib.umsa.edu.ua/jspui/handle/umsa/5409
Розташовується у зібраннях:Авторефетати та дисертації
Автореферати

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Poetyka_impresionizmu.pdf442,45 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.